Заседание 1 рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в области экономической политики

12 января 2017 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание 1 рабочей группы по экономическим вопросам Российской трехсторонней комиссии по регулированию социального-трудовых отношений.

В заседании приняли участие Председатель Профсоюза И.В. Гыбин и заведующий отделом защиты экономических и правовых интересов трудящихся аппарата ЦК Профсоюза А.В. Овчинников.

В рамках повестки были рассмотрены вопросы О методологии расчета производительности труда и определения высокопроизводительных рабочих мест, О реализации и направлениях совершенствования плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2014 года №1250-р.

С сообщением по первому вопросу повестки выступили А.А. Татаринов – начальник Управления национальных расчетов Росстата и зам.начальника Управления статистики труда Росстата О.Б. Жихарева.
На основании приказа Росстата от 14 ноября 2013 года №499 для расчета производительности труда и определения высокопроизводительных рабочих мест в Российской Федерации используется Методика расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест». Данная методика является одной из наиболее широко используемых и эффективных методик в мире и предполагает вычисления на основе показателей производительности труда – индекса производительности труда и динамики производительности труда. При этом в научной среде отсутствует единое мнения о методах и подходах к оценке производительности труда, т.к. в них есть ряд особенностей. В частности, используемая в РФ методика показывает наиболее точные результаты, когда применяется к оценке производительности труда в больших отраслях, и соответственно менее точные - в малых отраслях промышленности.

Мировой опыт показывает, что при использовании методики ее приходится адаптировать к особенностям каждой страны, в которой она применяется. В частности, с одной из наиболее сложных проблем, с которой сталкиваются при использовании методики в РФ, является проблема соотношения количества юридических лиц и производственным мощностям – юридическое лицо не всегда соответствует одному предприятию/организации промышленности. Сложные схемы с обилием интегрированных структур, управляющих компаний и аутсорсинговых компаний, значительно усложняет процесс сбора и подсчета данных.

Выбор данной методики со всеми ее особенностями обосновывается тем, что при возникновении трудностей с подсчетом количественных значений, динамика производительности труда отражается достаточно точно для возможности оценить эффективность мер, направленных на создание количества высокопроизводительных рабочих мест и повышение производительности труда.

Специалисты Росстата в октябре 2016 года направили в Правительство РФ аналитическую записку с предложениями по улучшению используемой методики и обещали предоставить ее копию в секретариат РТК в течение недели. По результатам обсуждения было решено создать рабочую группу из экспертов РТК и Росстата для выработки предложений по совершенствованию и адаптации методики на основе аналитической записки Росстата.

Директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Артем Евгеньевич Шадрин продолжил обсуждение вопросов повестки докладом О реализации и направлениях совершенствования плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Минэкономразвития России осуществляет контроль за реализацией Плана (доклады представляются в Правительство Российской Федерации два раза в год по итогам I и III кварталов). Очередной доклад о реализации Плана был направлен в Правительство Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 13 октября 2016 г. № ЗЮ82-ОФ/Д01и.

В части достижения плановых значений целевых показателей динамики производительности труда в отраслях и по экономике в целом федеральными органами исполнительной власти, являющимися ответственными за реализацию Плана, отмечается снижение указанных показателей за 2015 год.
Так, значение показателя производительности труда в целом по экономике за 2015 год составило 97,4 % при плановом значении 102,1 процента.
Отрицательная динамика производительности труда вызвана действием как внешних, так и внутренних факторов.
Среди внешних факторов, неблагоприятно влияющих на рост производительности труда в Российской Федерации, ведомствами отмечаются следующие: отрицательная динамика основных макроэкономических показателей в 2015 году относительно предыдущего года, общее ухудшение экономической ситуации, сложившаяся геополитическая ситуация.
Таким образом, плановое значение показателя производительности труда по итогам 2015 года достигнуто только в сельском хозяйстве, что во многом связано с политикой импортозамещения и сложившимися внешнеэкономическими условиями.

По прогнозу Минэкономразвития России, в 2016 году динамика показателя производительности труда по экономике в целом останется отрицательной (-0,6 %) и составит 99,4 %, однако уже в 2017 году указанный показатель достигнет области положительных значений (+1,0 %), что обусловлено в первую очередь ростом ВВП (положительный темп прироста в 2017 году - 0,6 %), а также сокращением численности занятых в национальной экономике.

Вместе с тем выполнение отдельных мероприятий Плана и достижение отдельных плановых индикаторов оказывают недостаточное воздействие на динамику производительности труда как в целом по экономике, так и в разрезе отраслей.

Таким образом, на данном этапе реализации плана отсутствуют веские основания прогнозировать достижения поставленных показателей.

Тем не менее, А.Е.Шадрин добавил, что в марте 2017 года Минэкономразвития России готовится внесение на рассмотрение в Правительство РФ нового плана экономического производства на 2017-2025 годы, которым предполагается синхронизировать план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, Стратегию инновационного развития РФ в период до 2020 года и ряд отдельных программ развития промышленности в соответствии с разработанными дорожными картами.

На основании полученной информации рабочая группа приняла решение продолжить мониторинг и рассмотрение данного вопроса в рамках РТК.