Заседание 1 рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в области экономической политики

7 декабря 2016 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание 1 рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в области экономической политики. В заседании принимали участие представители Профрадиоэлектрона.
В рамках повестки были рассмотрены вопросы «О государственном контроле соблюдения установленных цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», а также «О лучших практиках развития конкуренции в тарифорегулируемых отраслях». С докладами выступали представители Федеральной антимонопольной службы России, которые отметили недостаточность осуществляемого контроля ввиду правовой и информационной недостаточности.
Одной из проблем при установлении цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий является отсутствие единых принципов установки тарифов для разных сфер. В процессе выполнения ФАС России своих функций были зафиксированы случаи установления тарифов при сопоставимых тарифных условиях, отличающихся друг от друга в пропорции 1/8 и 1/10. В соответствии с законодательством тарифы могут устанавливаться на федеральном, региональном и локальном уровнях, а также в отдельных случаях отраслевыми соглашениями. Однако формирование тарифов и контроль за их соблюдением требуют исключительных знаний в этой области ввиду отсутствия единых отраслевых принципов формирования тарифов, сложных экономических расчетов.
Представителями ФАС России также была отмечена неэффективность долгосрочного регулирования тарифов. При существовании элементов долгосрочного регулирования оно практически реализуется лишь в перспективе на год, что объясняется изменением рыночных условий, подходов к формированию тарифов. Эта проблема затрагивает и заключаемые на три года отраслевые соглашения, используемые для регулирования тарифов.
В связи с этим ФАС России направило на рассмотрение в Правительство Российской Федерации Концепцию О тарифном регулировании, с целью стимулирования создания законодательной базы в части тарифного регулирования и установления единых принципов формирования тарифов в зависимости от сферы/отрасли.
Одной из важнейших проблем при контроле соблюдения установленных цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий представители ФАС России назвали отсутствие понимания у потребителей обоснования роста тарифов. Непонимание процедуры формирования тарифов, экономических расчетов и ценообразования, контроля и ответственности за несоблюдение тарифов ведет к непрозрачности и неэффективности работы всей системы.
В связи с этим ФАС России подготовило законопроект «Об основах регулирования базовых тарифов». Предполагается, что данный законопроект, в случае принятия Концепции и самого Законопроекта, позволит закрыть пробелы в законодательстве и создать законодательную базу в части тарифного регулирования.
Данный законопроект содержит предложение «Об обеспечении общественного доступа к тарифным заявкам в процессе формирования тарифа». Тарифная заявка будет размещаться в общем доступе, а регуляторы примут на себя функции арбитра на основе предоставленных обоснований цен.
Также законопроектом предлагается создание экономических стимулов для работы по формированию тарифов у регуляторов. Этим предполагается повысить эффективность формирования тарифов, а также расчетов, которые будут учитывать уже существующие инвестиционные программы.
Отвечая на дополнительные и уточняющие вопросы, представители ФАС России отметили, что практикуемая заморозка тарифов в отдельных сферах не несет в себе экономической выгоды и лишь на время притормаживает их рост в будущем, который будет пропорционален недополученной сумме.
Также было уточнено, что в случае возникновения вопросов по обоснованию повышения тарифов в организациях или несогласию с ними, организациям рекомендуется обращаться напрямую в ФАС России, т.к. в региональных представительствах не всегда не хватает компетенции.
По вопросу «О лучших практиках развития конкуренции в тарифорегулируемых отраслях» представители ФАС России рассказали о практике, применяемой в газовой и железнодорожной сферах.
В газовой отрасли, с момента введения интернет площадки по заключению сделок, появилась возможность проводить аудит этих сделок. Однако, зачастую аудит производится не в полной мере, а вручную и выборочно, ввиду ограниченности ресурсов ФАС России.
В железнодорожной сфере с 2017 года вводится система гибких тарифов, в том числе в зависимости от скорости движения подвижного состава. При этом осуществляемый контроль позволяет вычленять и реально влиять на обеспечение законодательства в данной сфере.
По предварительным осторожным оценкам сотрудников ФАС России система тарифного регулирования, а здоровая конкуренция в тарифорегулируемых отраслях заработает не ранее чем через 3 года.