Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК)

27 мая 2022 года в режиме видеоконференции состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в котором принял участие председатель Профсоюза И.В. Гыбин.

Членами РТК был рассмотрен ряд вопросов, в том числе о прогнозе социально-экономического развития страны на 2023год и на плановый период 2024–2025годов, об оказании государственной социальной помощи, о правилах предоставления субсидий Фондом социального страхования РФ, о детской летней оздоровительной кампании 2022 года, а также о ситуации на рынке труда.

Вопрос «О сценарных условиях, основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов» был ранее обсужден с участием представителей Профрадиоэлектрона в рамках рабочей группы РТК №1 в области экономической политики, состоявшейся 25 мая 2022 года.

Сценарные условия были подготовлены в базовом и консервативном вариантах, на основе которых будет подготовлен соответствующий прогноз, который будет учитываться при разработке законопроектов о бюджете на 2023 год и соответствующий плановый период.

С момента подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сентябре 2021 года внешние и внутренние условия развития российской экономики существенно изменились. В связи с этим траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе в настоящий момент характеризуется повышенной степенью неопределенности и может быть скорректирована на этапе подготовки среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в августе 2022 года.

В рамках заседания рабочей группы Профсоюзной стороной РТК было указано на «оптимистичный» характер сценарных условий при отсутствии соответствующей фактической базы и недостатке объективного подхода к оценке реальной экономической ситуации.

В рамках заседания РТК Профсоюзной стороной было указано на необходимость корректировки представленных Минэкономразвития РФ устаревших параметров сценарных условий при формировании прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период в целях переориентации государственной экономической политики на развитие внутреннего производства, снижение критической импортозависимости и обеспечение роста реальных доходов населения.

Также в ходе заседания был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и признании утратившим силу Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Проектом закона предлагается перевести назначение социального контракта на принципы социального казначейства, то есть обеспечить заключение социального контракта без сбора справок и по электронному заявлению. Для этого будут распространены единые подходы к порядку определения состава семьи и перечня видов доходов, которые учитываются при назначении помощи. Предполагается, что при заключении социальных контрактов будут использоваться такие же подходы, как и для получения детских выплат. Также запланирована унификация перечня видов доходов, учитываемых и не учитываемых при назначении государственной социальной помощи. Расчетный период для социального контракта предполагается оставить без изменений – доходы будут учитываться за три месяца, что позволит оперативно реагировать на изменения жизненной ситуации гражданина.

Профсоюзной стороной РТК было указано, что в соответствии с проектом закона предполагается определять порядок расчетов не законом, а постановлением Правительства России, проект которого пока не вносился для обсуждения в РТК. На основании данного факта было предложено Минтруду России направить для рассмотрения в рабочую группу РТК проект постановления Правительства России «Об утверждении порядка учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи в целях принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи».

Также сторонами РТК был поддержан проект постановления Правительства «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, а также утверждении коэффициента дополнительного увеличения (индексации) стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к отдельным видам пенсий и размера социальной доплаты к пенсии».

Постановление разработано в рамках поручения Президента России. Документом предлагается с 1 июня 2022 года увеличить на 10% минимальный размер оплаты труда, величину прожиточного минимума и размер пенсии неработающих пенсионеров.

Профсоюзной стороной РТК в рамках обсуждения данного вопроса было указано на наличие проблем индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений (не только МРОТ), реализации права на индексацию заработной платы работников внебюджетного сектора, индексации пенсий работающих пенсионеров, а также на необходимость пересмотра методики установления ПМ и МРОТ на основе медианного дохода и заработной платы.

Кроме того, сторонами РТК был согласован проект постановления Правительства «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».

Документом предлагается распространить программу субсидирования найма на граждан, потерявших работу в связи с сокращением, на соискателей, которые находятся под риском увольнения, и на граждан, прибывших с территорий ДНР и ЛНР и получивших статус беженца или временное убежище на территории нашей страны.

В настоящее время предусмотрена субсидия работодателям на выплату заработной платы в размере трех МРОТ при трудоустройстве молодежи в возрасте до 30 лет, включая инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, выпускников образовательных учреждений, детей-сирот, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др. (при условии, что они имели статус безработного). Данным проектом предлагается включить в число этих категорий: уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности работников или штата; находящихся под риском увольнения, включая режим неполной занятости, простой и др., а также граждан ЛНР, ДНР и Украины, получивших статус беженцев.

Профсоюзная сторона РТК обратила внимание членов РТК на необходимость дополнительного регулирования. Так, работодатель, который берет на работу человека, стоящего на учете в центре занятости, получает компенсацию, в отличие от работодателя, устроившего на работу человека без участия центра занятости. Таким образом, было предложено убрать из действующего постановления обусловленность этой компенсации наличием статуса безработного.

Также в ходе заседания был рассмотрен вопрос О подготовке и проведении детской летней оздоровительной кампании в 2022 году. Планируется, что в период летней оздоровительной кампании 2022 года откроются 38 755 организаций отдыха детей и их оздоровления. Всего в 2022 году планируется оздоровить 4 948 140 детей, из них 1 500 400 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях детей примет 9 051 организация детского отдыха, где оздоровят 1 054 491 ребенка, из них 373 383 ребенка – из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За пределами региона проживания отдохнет 497 691 ребенок. Так, почти 6 тысяч детей из регионов Арктической зоны бесплатно отдохнут в детских лагерях, расположенных на Черноморском побережье – в Краснодарском крае, Республике Крым и Севастополе, на побережьях Каспийского и Японского морей, а также в Республике Адыгея, на курортах Кавказских Минеральных Вод.

Особое внимание в 2022 году отведено отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых планируется 1 368 инклюзивных смен, в том числе во всероссийских детских центрах «Орленок», «Смена», «Океан».

Профсоюзная сторона РТК посчитала необходимым после выезда из детских оздоровительных лагерей, временно используемых для размещения эвакуированных граждан ДНР и ЛНР обеспечить материально-техническую оснащенность детских оздоровительных лагерей для организаций детского отдыха, сохранение статуса детских оздоровительных лагерей с целью не допустить их перепрофилирования.

Предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны Координатором стороны работодателей, Президентом РСПП А.Н. Шохиным.

По вопросу о ситуации на рынке труда социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп Российской трехсторонней комиссии.
В разделе «Разное» Профсоюзной стороной РТК был предложен к обсуждению ряд вопросов, в том числе о невыполнении Минфином России решения рабочей группы РТК от 27 января 2022 года — о проведении консультаций по уточнению норм, регламентирующих налогообложение выплаты суточных в командировках по Российской Федерации и за рубеж.

Профсоюзной стороной РТК было обращено внимание членов РТК на необходимость безотлагательного решения актуальных вопросов социально-трудовой сферы, прежде всего, повышения заработной платы, создания действующего механизма ее индексации, индексации пенсий работающих пенсионеров, пересмотра методики установления прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, экономического воздействия на социально безответственных работодателей.