Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК)

29 апреля 2022 года в режиме видеоконференции состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в котором принял участие председатель Профсоюза И.В. Гыбин.

В начале заседания комиссии Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР М.В. Шмаков, поздравив участников заседания с Первомаем – Праздником Весны и Труда.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы, касающиеся оптимизации тарифов страховых взносов; совершенствования механизма назначения и выплаты социальных пенсий; исполнения в 2021 году бюджетов федеральных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования); защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении; ситуации на рынке труда и ряд других.

Так, при обсуждении пакета законопроектов о внесении изменений в Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы, отдельные законодательные акты, связанных с внедрением единого тарифа было отмечено, что введение этого механизма позволит выплачивать взносы на все виды социального страхования единым платежом.

Профсоюзной стороной РТК было внесено предложение Министерству труда и социальной защиты РФ предоставить информацию о распределении единого совокупного тарифа по видам обязательного социального страхования в процентных пунктах с учетом дифференцированных ставок тарифов до величины предельной взносооблагаемой базы и сверх нее.

Также стороны РТК обсудили и поддержали проект федерального закона, позволяющий упростить для граждан процедуру получения пенсии по потере кормильца. Так, с 1 сентября 2023 года планируется назначать без подачи заявления страховые пенсии по потере кормильца и социальные пенсии по случаю потери кормильца детям, не достигшим возраста 18 лет, на основании сведений, полученных в результате межведомственного информационного обмена. Таким образом, подавать заявление для назначения таких пенсий больше не потребуется.

Кроме того, на заседании были рассмотрены и поддержаны сторонами законопроекты об исполнении бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС за 2021 год.

При обсуждении проекта федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год» профсоюзной стороной комиссии было указано на проблемы, связанные с отсутствием в законопроекте статистических данных, необходимых для обеспечения «прозрачности» распределения средств, в том числе о численности работников, за которых уплачены страховые взносы, их составе в зависимости от полной/частичной занятости и льгот работодателям, а также о проектной динамике снижения коэффициента замещения пенсий утраченного заработка, коэффициенте замещения пенсий утраченного заработка.

В ходе обсуждения проекта федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год» Профсоюзной стороной РТК также было указано на отсутствие данных о численности работников, за которых уплачены страховые взносы, их составе в зависимости от полной/частичной занятости и льгот работодателям. При этом было обращено внимание на наличие перекрестного финансирования расходов по обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из доходов по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно с привлечением остатков средств на 01.01.2021. и резерва по данному виду страхования, с чем Профсоюзная сторона РТК не согласна.

В ходе рассмотрения сторонами РТК законопроекта о внесении изменений в статьи 166 и 236 Бюджетного кодекса, разработанного для обеспечения сохранности и возвратности средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, Профсоюзной стороной РТК было предложено провести консультации с социальными партнерами по вопросу определения критериев эффективности управления средствами страховых взносов на финансирование, во-первых, накопительной пенсии, во-вторых — резерва по обязательному пенсионному страхованию Федеральным казначейством. Также стороны договорились рассматривать этот вопрос следует ежегодно на заседаниях рабочих групп РТК при рассмотрении отчетов об исполнении бюджета фондов.

Также были рассмотрены и поддержаны сторонами РТК законопроект о внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса, разработанный в целях совершенствования механизма предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока, и проект закона об общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».

Вопрос «Об обеспечении в существующих условиях защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении» вызвал активную дискуссию в связи с мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, введенным в 2022 году правительственным постановлением №336.

Профсоюзная сторона заявила «о необходимости рассмотрения Минэкономразвития России совместно с Минтрудом и Рострудом вопроса о внесении в Трудовой кодекс РФ (и, при необходимости, в Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») изменений, восстанавливающих особенности осуществления надзора в сфере труда (ранее закрепленные статьей 360 ТК РФ), в части отнесения к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан фактов невыплаты работникам заработной платы; необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; допуска к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктажи, стажировки на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также не представления или нарушения порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда, позволяющих Роструду проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по перечисленным основаниям, свидетельствующим о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры. Соответствующие предложения направить в Российскую трехстороннюю комиссию».

Также Профсоюзной стороной РТК была поднята проблема препятствования со стороны органов прокуратуры реализации законодательно закрепленного права профсоюзов на контроль за безопасностью, условиями и охраной труда.

Предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны Координатором стороны работодателей, Президентом РСПП А.Н. Шохиным.

По вышеизложенным и другим вопросам повестки заседания РТК социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп Российской трехсторонней комиссии.

В ходе обсуждения дополнительных вопросов к основной повестке РТК, Профсоюзной стороной был поднят ряд проблем, которые требуют дополнительной проработки со стороны РТК:
1. О мерах поддержки объектов инфраструктуры детского отдыха в связи с проведением специальной военной операции на Украине – об установлении для всех регионов, принимающих участие в размещении в летних лагерях и санаториях эвакуированных жителей Донецкой и Луганской народных республик, общего порядка финансирования мероприятий по организациях детского летнего отдыха и оздоровления, имея в виду: сохранение статуса здравниц, возмещение амортизационных, эксплуатационных расходов за время проживания эвакуированных; затраты на проживание, питание, медицинское обслуживание, зарплату персонала, а также компенсацию упущенной выгоды для недопущения разорения здравниц.

2. О стратегической инициативе «Профессионалитет», который, по мнению профсоюзов, предусматривает сокращение сроков обучения по программам среднего профессионального образования за счет интенсификации образовательного процесса и урезания (профилизации) общеобразовательных предметов, в т.ч. после общего образования (9-летней школы).

3. О проекте федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией» — о введении внешнего управления в организациях, которые решили уйти с российского рынка после начала санкций. Данный законопроект затрагивает, в том числе, права и законные интересы работников. В связи с этим профсоюзная сторона РТК считает целесообразным сделать запрос в Госдуму о предоставлении материалов по проекту федерального закона и вынести его на обсуждение в рамках РТК.

4. О рассмотрении предложений Правительства Российской Федерации по повышению МРОТ и прожиточного минимума на РТК, касающихся исполнения «до 20 апреля текущего года» соответствующего поручения Президента — предложения Правительства в этой связи до сих пор не представлены в РТК (в соответствии со статьёй 35.1 Трудового кодекса РФ подобные предложения должны быть разработаны и обсуждены с участием РТК).

5. О проекте федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» — в соответствии с решением РТК от 28 января т.г. Минэкономразвития России было поручено провести в 2-недельный срок совещание с социальными партнерами в части согласования основных принципов учёта в составе регулируемых цен (тарифов) затрат, обусловленных социально-трудовыми отношениями и положениями соглашений в сфере социального партнерства. Профсоюзная сторона РТК по запросу Минэкономразвития России (от 17 февраля т.г.) направила для проведения совещания свою позицию по данному законопроекту. До настоящего времени совещание не проведено.

6. О работе Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области – по решению РТК от 28 января 2022 года стороны социального партнерства должны во втором квартале 2022 года заслушать информацию о работе Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области на заседании рабочей группы РТК по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения. Профсоюзная сторона вносит предложение назначить заседание рабочей группы РТК в ближайшее время, так как должного реагирования в Тверской области на критику РТК не произошло.

О включении представителей объединений профсоюзов и объединений работодателей в состав межведомственных штабов (комиссий, рабочих групп) в субъектах Российской Федерации в целях оперативного решения вопросов в сфере занятости населения — в сформированные в 76 субъектах РФ межведомственные штабы (комиссии, рабочие группы) в ряде не самых передовых регионов страны представители территориальных объединений профсоюзов не включены.

В завершение заседания Профсоюзная сторона РТК призвала социальных партнеров «придать динамизм решению неотложных вопросов в социально-трудовой сфере» для скорейшего преодоления трудностей и санкционных преград в социально-экономическом развитии страны, восстановления рынка труда, уровня заработной платы трудящихся, успешного завершения специальной военной операции на Украине.
Координатор РТК, Вице-премьер Т.А. Голикова заверила, что поставленные профсоюзами вопросы будут рассмотрены в рамках РТК. Она рассказала о многогранной оперативной работе правительства на кризисном этапе жизни страны, выразила твердую уверенность в преодолении временных трудностей и преград, в том числе с помощью эффективного трехстороннего взаимодействия, поздравила участников заседания с предстоящими ДНЕМ ТРУДА и ДНЕМ ПОБЕДЫ.