Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

19 мая 2021 года в режиме видеоконференции состоялось заседание рабочей группы №1 в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которой приняли участие представители Профрадиоэлектрона – председатель Профсоюза И.В. Гыбин и заведующий отделом защиты экономических и правовых интересов трудящихся аппарата ЦК Профсоюза А.В. Овчинников.

В ходе заседания было рассмотрено три вопроса: о ходе выполнения Общенационального плана действий, обеспечивающего восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике; о результатах работы в 2020 году по развитию экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов, в том числе о мерах по содействию занятости населения в моногородах; о результатах реализации антикризисных мер поддержки граждан и бизнеса в 2020 году, информацию по которым докладывали представители Минэкономразвития России.

По первому вопросу повести была представлена информация, что меры поддержки граждан и экономики в 2020 году реализовывались в рамках трех пакетов антикризисных мер, которые в последствии легли в основу Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года. При этом, реализация заложенных в него мер началась еще на этапе его подготовки.

Общенациональный план объединил как задачу стабилизации, адаптации к сложившейся ситуации, так и задачи восстановительного роста экономики и роста доходов граждан.

Для достижения цели Общенационального плана предусмотрены комплексы мероприятий по 7 ключевым направлениям: социальная поддержка, повышение устойчивости системы здравоохранения, поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка и развитие отдельных отраслей экономики, стимулирование инвестиций и улучшение делового климата, ускорение технологического развития.

В Общенациональный план включено 515 конкретных мероприятий, для их реализации определены сроки, ответственные и необходимые бюджетные расходы. Общее финансирование мероприятий Общенационального плана составляет порядка 3,8 трлн рублей на 2020 год и 2,6 трлн рублей на 2021 год.

Реализация Общенационального плана рассчитана на 1,5 года - до конца 2021 года, и делится на З основных этапа - «адаптация» (2020 год), «восстановление» и «активный рост» (2021 год).

По состоянию на начало февраля 2021 года из 515 мероприятий Общенационального плана - 204 мероприятия выполнены в полном объеме, 297 мероприятий находится в работе, по 14 плановый срок старта реализации еще не наступил.

По итогам 2020 года реализованы ключевые мероприятия, направленные на антикризисную поддержку граждан, бизнеса и экономики, адаптацию системы здравоохранения и рынка труда к функционированию в условиях пандемии. Сформированы предпосылки и необходимая правовая база для дальнейшего устойчивого развития экономики.

По вопросу О результатах работы в 2020 году по развитию экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов, в том числе о мерах по содействию занятости населения в моногородах, было доложено, что в настоящее время на федеральном уровне функционируют два инструмента поддержки моногородов. Одним из таких является территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

На сегодняшний день 321 муниципальное образование признано монопрофильным. Создано 92 ТОСЭР, из них: 84 ТОСЭР в моногородах, 5-в моногородах, являющихся одновременно ЗАТО, и 3 ТОСЭР в ЗАТО.
В период с 2016 по 2020 гг. на ТОР привлечено 922 резидента, в рамках деятельности которых создано более 40 тыс. рабочих мест и привлечено инвестиций в объеме более 100 млрд рублей, в том числе 82,8 млрд рублей капитальных вложений, объем полученной резидентами выручки составил 244,8 млрд рублей. В отчетном периоде велась работа в части создания и функционирования ТОСЭР, а также совершенствования нормативно-правовой деятельности Минэкономразвития России.

Вторым инструментом является система займов, реализуемая через некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов», деятельность которой обеспечена финансированием за счет средств федерального бюджета.

Применительно к дальнейшему развитию моногородов Минэкономразвития России в настоящее время прорабатываются соответствующие подходы. Так, в период 2014-2020 годов Фонду предоставлены субсидии из федерального бюджета на сумму 26,5 млрд рублей (из которых освоено 24 млрд рублей), создано более 21,4 тыс. рабочих мест и осуществлено более 1ЗЗ,7 млрд рублей инвестиций.

Отвечая на вопросы профсоюзной стороны рабочей группы докладчик отметил, что в 2021 году проводится реформирование институтов развития, а перечень моногородов длительное время существенно не пересматривался, а в случае его пересмотра по утвержденным критериям, список существенно уменьшится. При этом в 2021 году Минэкономразвития ведется работа по формированию новых критериев для включения в перечень моногородов.

По результатам обсуждения стороны договорились рассмотреть проект критериев на очередном заседании рабочей группы.

По вопросу О результатах реализации антикризисных мер поддержки граждан и бизнеса в 2020 году была представлена итоговая информация, в соответствии с которой в 2020 году был реализован ряд следующих антикризисных мер поддержки бизнеса, направленных на сохранение занятости и доходов, приняты налоговые меры поддержки субъектов МСП из пострадавших отраслей, реализован широкий комплекс антикризисных мер поддержки граждан. (см. Приложение).

Профсоюзной стороной рабочей группы была отмечена необходимость представления не только статистической, но и аналитической информации в конкретном виде, которая содержит оценку реального состояния экономики.

Смотрите также: