Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
25 сентября 2020 года в формате видеоконференции состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК).
Большинство вопросов повестки заседания РТК были согласованы на уровне рабочих групп и были приняты без докладов.
Особое внимание было уделено обсуждению проекта реформы расчета прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ), представленного Министерством труда и социальной защиты на заседании Правительства РФ.
Профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заявила о необходимости тщательного анализа разработанного Минтрудом законопроекта, предлагающего внесение концептуальных изменений в порядок расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. По мнению профсоюзной стороны комиссии предложенный правительством документ нуждается в серьезной проработке.
В целях коренного изменения подхода к формированию и расчету потребительской корзины профсоюзы инициировали создание в 2018 году при Минтруде рабочей группы, которая занималась подготовкой новой методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. В рамках рабочей группы профсоюзной стороной был сформирован ряд предложений, которые в основном были поддержаны. Однако, после этого работа группы была приостановлена.
Законодательная инициатива, вынесенная Минтрудом России на заседании РТК, была подготовлена ведомством самостоятельно без обсуждений с профсоюзной стороной, и, в нарушение соответствующего пункта Генерального соглашения внесена в правительство. В ходе заседания профсоюзной стороной комиссии было обращено внимание на ряд проблем, с которыми столкнется общество, если предложенная Минтрудом методика будет принята без изменений. В частности, по действующему законодательству медианная зарплата рассчитывается раз в два года, в рамках выборочного обследования Росстата. Таким образом, возникнет необходимость замораживать МРОТ на два года, или потребуется внесение изменений в методику Росстата и проведение исследования медианных зарплат раз в квартал, на что необходимы дополнительные средства из бюджета.
Также профсоюзной стороной РТК было обращено внимание на низкий процентный показатель от медианной зарплаты, который находится в основе расчета прожиточного минимума и МРОТ. Только значительный рост минимального размера оплаты труда может обеспечить увеличение реальной зарплаты населения и доходов граждан. Кроме того, в России сокращаются реально располагаемые доходы населения, что происходит, в частности, из-за роста налоговой нагрузки, количества и величины штрафов, акцизов, коммунальных платежей. Профсоюзной стороной РТК было предложено учитывать рост таких платежей при расчете прожиточного минимума и МРОТ.
По итогам состоявшегося обсуждения стороны согласились с внесением в Государственную Думу проекта Федерального закона в пакете законов о бюджете для последующей рассылки в субъекты РФ для сбора заключений и договорились продолжить работу по данному законопроекту. Если в ходе обсуждения стороны не придут к консенсусу по предложенной Минтрудом методике, предусмотрена возможность сформировать соответствующие решения перед рассмотрением законопроекта в первом чтении в Госдуме.
Также, в рамках заседания сторонами РТК был поддержан законопроект О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления срока обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причинённого нарушением трудовых прав. Законопроектом предлагается установить сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причинённого работнику нарушением его трудовых прав. Предполагается, что данное требование может быть предъявлено работником одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав с соблюдением сроков, предусмотренных частью первой статьи 392 кодекса (трехмесячный и месячный – для споров об увольнении), либо в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. Такие сроки обеспечивают баланс прав и законных интересов работников и работодателей.
Также были рассмотрены проект Федерального закона О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года №81-ФЗ О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности, проект поправок к проекту федерального закона №953586-7 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения, проект постановления Правительства О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, стороны рассмотрели проект постановления Правительства «О проведении эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием ФГИС Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме пользователей социальных сетей в сети Интернет, а также пользователей агрегаторов информации о товарах (услугах), информационных ресурсов подбора персонала и поиска работы, при совершении сделок и иных юридически значимых действий посредством указанных агрегаторов информации о товарах (услугах), информационных ресурсов подбора персонала и поиска работы. Вносимый проект постановления Правительства разработан в целях повышения эффективности дистанционного взаимодействия физических и юридических лиц между собой при совершении сделок купли-продажи товаров (работ, услуг), аренды имущества, совершении юридически значимых действий в целях трудоустройства и иных юридически значимых действий за счёт повышения достоверности таких действий. В текущей ситуации распространения новой коронавирусной инфекции наиболее востребованным способом взаимодействия между юридическими и физическими лицами является электронный документооборот с использованием электронных подписей. Эксперимент будет проводиться с 1 августа 2020 года по 1 августа 2021 года.
В рамках заседания также был рассмотрен проект постановления Правительства «О переносе выходных дней в 2021 году». Предлагается выходные дни 2 и 3 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, перенести на 5 ноября и 31 декабря соответственно, а день отдыха – с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.
Таким образом, в 2021 году планируются следующие дни отдыха:
− с 1 по 10 января;
− с 21 по 23 февраля;
− с 6 по 8 марта;
− с 1 по 3 мая и с 8 по 10 мая;
− с 12 по 14 июня;
− с 4 по 7 ноября;
−31 декабря.
При подготовке проекта постановления соблюдена норма статьи 110 Трудового кодекса, устанавливающая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха.