Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

15 сентября 2020 года в режиме видеоконференции состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которой приняли участие представители Профрадиоэлектрона – председатель Профсоюза И.В. Гыбин и заведующий отделом защиты экономических и правовых интересов трудящихся аппарата ЦК Профсоюза А.В. Овчинников.

Накануне заседания РТК, 14 сентября 2020 года, состоялись совместные заседания рабочих групп комиссии №1 в области экономической политики и №4 по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы, а также заседание профсоюзной стороны комиссии, в ходе которых были сформированы позиции по вопросам повестки заседания РТК.

Так, в ходе работы РТК были рассмотрены вопросы, связанные с формированием федерального бюджета, в том числе О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, О проектах Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В ходе доклада представителя Минэкономразвития России были озвучены основные характеристики прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – прогноз). Прогноз разработан в двух вариантах – базовом и консервативном с учетом замечаний Минфина РФ. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики. Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

В I квартале 2020 года в ходе подготовки проекта основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития на 2020-2023 годы Министерством экономического развития РФ были сохранены без изменений основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2021-2022 годы. Однако, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции 21 мая 2020 года Минэкономразвития представило обновленные основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития на 2020-2023 годы, в соответствии с которым ожидалось снижение ВВП РФ в 2020 году на 5%, а в 2021 году - рост на 2,8%. В 2022 и 2023 годах, также ожидался рост экономики — на 3% и 3,1% соответственно.

Правительством РФ планировалось рассмотрение майского прогноза на заседании 4 июня 2020 года, но было несколько раз перенесено. Ввиду того, что обновленный документ не учитывал общенационального плана восстановления экономики, принятого в июне 2020 года Минэкономразвитию было поручено доработать трехлетний макропрогноз с учетом общенационального плана.

15 июня 2020 года Минэкономразвития был направлен в Правительство доработанный вариант прогноза, в котором была смягчена оценка падения ВВП РФ в 2020 году с 5% в майской версии до 4,8%. Рост ВВП РФ в 2021 году ожидался на 3,2% (2,8% было в майской версии прогноза), в 2022 году - на 2,9%, в 2023 году - на 3,1%. Правительство РФ приняло за основу основные параметры прогноза с условием его уточнения к сентябрю 2020 года.

Так, в соответствии с сентябрьским проектом прогноза, планируемого к представлению на очередном заседании Правительства, траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.

Прогнозная траектория роста до конца 2020 года и в 2021 году по-прежнему характеризуется существенной неопределенностью. В базовом и консервативном варианте не предполагается «вторая волна» новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
По результатам на заседании РТК последнего варианта прогноза (Приложение), профсоюзной стороной было отмечено отсутствие в документе ряда важных составляющих, способных существенно повлиять на ключевые параметры прогноза, в том числе, в части изменения динамики индексации зарплаты работникам бюджетной сферы, госпрограмм и национальных проектов, мероприятий плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, оценка возможности продления антикризисных мер.

Далее в ходе заседания РТК был рассмотрен проект федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, который был представлен заместителем Министра Финансов России В.В. Колычевым. Так, в 2021 – 2023 годах на фоне ожидаемого восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17 844,0 млрд. рублей в 2020 году до 18 761,4 млрд. рублей в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20 637,5 млрд. рублей в 2022 году (+10,0% к 2021 году) и 22 262,7 млрд. рублей в 2023 году (+7,9% к 2022 году). По отношению к ВВП в 2021 году доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2021 год прогнозируется в объеме 6 030,2 млрд. рублей (5,2% к ВВП), базовые доходы составят 6 121,3 млрд. рублей, а недополученные нефтегазовые доходы – 91,1 млрд. рублей. В 2022 и 2023 годах прогнозируемый объем нефтегазовых доходов составляет 6 879,8 млрд. рублей (5,5% к ВВП) и 7 500,8 млрд. рублей (5,6% к ВВП), из них базовые доходы, соответственно, составят – 6 177,1 млрд. рублей и 6 713,5 млрд. рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 702,7 млрд. рублей и 787,3 млрд. рублей. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть – 43,3, 44,2 и 45,0 долл. США за баррель в 2021 – 2023 годах соответственно.

В 2021-2023 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета за счёт принятия ряда мер по их мобилизации (модификация параметров режима НДД, актуализация параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору, повышение ставки акциза на табачную продукцию, переход к прогрессивной системе обложения НДФЛ, введение НДФЛ на депозиты и проценты и его зачисление в федеральный бюджет, изменение законодательства в части налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и другими государствами).

По нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% ВВП в 2020 году до 5,6% ВВП к 2023 году на фоне постепенного повышения цен на нефть и ожидаемого роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года (после выполнения обязательств по их снижению в рамках соглашения ОПЕК+), а также с учетом изменения налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, что приведет к росту доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 году до 33,7% в 2023 году.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны – после разового увеличения в 2020 году до 11,9% по отношению к ВВП за счет поступления в федеральный бюджет части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" (доля ненефтегазовых доходов без учета дохода от продажи акций ПАО "Сбербанк России" в 2020 году составит 10,9%) на протяжении 2021-2023 годов доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП будет составлять 11,0-11,1%. Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов, как в номинальном, так и в реальном выражении обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, мобилизацией доходов и мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. При этом доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета будет ежегодно снижаться с 71,3% в 2020 году до 66,3% в 2023 году.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется снижение расходов федерального бюджета с 21,1% ВВП в 2020 году до 17,8% ВВП к 2023 году. Объем условно утверждаемых расходов составит 547,2 млрд. рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2022 году и 1 183,7 млрд. рублей (5,0% к общему объему расходов) в 2023 году.

В 2021 - 2023 годах прогнозируется дефицит федерального бюджета на уровне 2,4% ВВП – в 2021 году, 1,0% ВВП – в 2022 году и 1,1% ВВП – в 2023 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет снижен до 6,7% ВВП в 2023 году (на 2,5 п.п. ВВП относительно 2020 года).

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2021 - 2023 годах будут являться государственные заимствования Российской Федерации (таблица 2.4).

В 2021 году в связи с образованием недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета средства Фонда национального благосостояния в объеме 91,1 млрд. руб. будут использованы на финансирование дефицита федерального бюджета. Использование средств Фонда национального благосостояния на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, рассчитывается в размере 3,8 млрд. рублей. Вместе с тем с учетом курсовой разницы в 2021 году планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния с 12 447,5 млрд. рублей до 12 487,3 млрд. рублей.

В 2022 году согласно бюджетным правилам с учетом прогнозных цен на нефть не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета. На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, рассчитывается направить средства в размере 3,8 млрд. рублей.

В 2022 году объем средств Фонда национального благосостояния с учетом курсовой разницы увеличится с 12 487,3 млрд. рублей до 12 638,2 млрд. рублей.

В 2023 году планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния с 12 638,2 млрд. рублей до 13 474,4 млрд. рублей, в том числе за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022 году. На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, предусматривается направить средства в размере 3,8 млрд. рублей.

В 2021 - 2023 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2021 года объем государственного долга Российской Федерации составит 23 479,7 млрд. рублей, 2022 года – 25 810,4 млрд. рублей и 2023 года – 28 336,1 млрд. рублей (таблица 2.6).

В общем объеме государственного долга Российской Федерации будет преобладать государственный внутренний долг Российской Федерации в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга Российской Федерации его доля составит 78,3% в 2021 году, 79,8% в 2022 году и 81,3% в 2023 году.

Объем государственного долга Российской Федерации к концу 2023 года прогнозируется в объеме 21,3% ВВП.

Проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» был представлен председателем правления Пенсионного фонда Российской Федерации М.А. Топилиным, а проекты федеральных законов «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» - председателем Фонда социального страхования Российской Федерации А.С. Кигимом.

В ходе обсуждения вопросов профсоюзной стороной РТК было предложено уточнить соответствие численности застрахованных лиц данным, использованным в расчетах при подготовке проектов документов, а также отметить в протоколе заседания РТК позицию профсоюзной стороны о неправильности использования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев для погашения дефицита средств по временно нетрудоспособным.

Решения сторон РТК по остальным вопросам повестки были сформированы накануне и приняты без обсуждения.

Так, по вопросу О проекте федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2021 год» профсоюзная сторона не поддержала проект решения.

Решения по вопросам О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям и иных мер социальной поддержки в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь» поддержаны и О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части установления порядка возврата (зачета) перечисленных страхователями капитализированных платежей» были подержаны профсоюзной стороной комиссии.

Также сторонами комиссии был утвержден график подготовки проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы.

Смотрите также: