Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

21 января 2020 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) в которой приняли участие представители Профрадиоэлектрона – председатель Профсоюза И.В.Гыбин и заведующий отделом защиты экономических и правовых интересов трудящихся аппарата ЦК Профсоюза А.В. Овчинников.

В ходе заседания были рассмотрены два вопроса: О реализации Правительством Российской Федерации мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности в I полугодии 2019 года и О повышении эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

В ходе доклада заместителя начальника отдела Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России О.В. Ксенофонтова была представлена информация по первому вопросу повестки.

Деятельность в сфере импортозамещения осуществляется Минпромторгом России в рамках реализации Плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 1936-р.

В настоящее время в соответствии с Планом Минпромторгом России утверждено 23 отраслевых плана мероприятий по импортозамещению продукции в приоритетных гражданских отраслях промышленности, в основе которых – отраслевые перечни критичной с точки зрения зависимости от импорта продукции.

Всего планами предусмотрено 1 708 проектов, из них 954 – реализуются, 420 – уже вышли на серийное производство.

В целом заметное влияние на общеотраслевые показатели доли отечественной продукции оказывает волатильность курса национальной валюты и трудности с заемным финансированием (низкая доступность кредитных средств), что приводит к увеличению сроков реализации импортозамещающих инвестиционных проектов, в том числе вплоть до приостановки некоторых из них.

Для реализации импортозамещающих проектов в соответствии с Планом разработан и утвержден комплекс инструментов государственной поддержки. С этой целью задействованы, в том числе, ресурсы государственных программ и Фонда развития промышленности.

Дополнительно к инструментам прямой (финансовой) государственной поддержки был внедрен комплекс регуляторных механизмов содействия импортозамещению, предоставляющих отдельные преференции поставкам отечественной продукции для государственных нужд.

Общий объем средств (бюджетных и внебюджетных), направленных на содействие импортозамещению, за период 2015-2018 гг. составил 1 611,8 млрд рублей, из них в 2018 году – 637,4 млрд рублей. По предварительным данным, в 2019 году на импортозамещение направлено 471,7 млрд. рублей (данные за 9 месяцев).

В период 2019-2020 гг. прогнозируемый объем финансирования проектов импортозамещения составит 1 295,5 млрд рублей.

В отчетном периоде осуществлялось субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в рамках реализации инвестиционных проектов, субсидирование процентной ставки на реализацию новых инвестиционных проектов, выдавались займы Фонда развития промышленности, заключались Специальные инвестиционные контракты, осуществлялась поддержка совместных проектов по производству промышленной продукции кластеров в целях импортозамещения.

В рамках реализации регуляторных механизмов содействия импортозамещению были предприняты меры на увеличение поддержки спроса на конкурентоспособную отечественную продукцию в рамках закупок госкомпаний, систему подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, обеспечивалось обслуживание Государственной информационной системы промышленности.

По второму вопросу повестки в ходе доклада начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Ю.В. Юдиной была представлена информация о ценовой и тарифной политике в сферах связи, транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, электроэнергетики. Так, например, в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам реализуется принцип инфляция минус, в сферах электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства – эталонного регулирования.

В целях внедрения лучших региональных практик и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба в рамках исполнения инициативного мероприятия с 2014 года проводит работу по обобщению лучшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, направленных на развитие конкуренции, и худшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, имеющих антиконкурентный характер.

«Белая и черная книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик за 2018 год размещены на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что позволяет обеспечить «обратную связь», разместить информацию о мероприятиях (актах или действиях), направленных на развитие конкуренции в субъектах Российской Федерации, в целях обмена опытом по внедрению лучших региональных практик.