Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

13 сентября 2019 года в Доме Правительства РФ состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в котором приняли участие представители Профрадиоэлектрона – председатель Профсоюза И.В.Гыбин.

Перед началом заседания участники тепло поздравили Координатора Стороны объединений профсоюзов Комиссии, председателя Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмакова с 70-летием.

Заседание началось с сообщения вице-премьера Т.А. Голиковой о некоторых аспектах социальной политики государства, нашедших отражение в планируемых к рассмотрению документах.

Так, с 2020 года запланировано возобновление индексации материнского капитала. При этом индексации будет подлежать не только сам сертификат, но и остаток средств, если семья уже частично потратила материнский капитал. В 2020 году маткапитал предлагается увеличить на 3,8 процента. В результате его размер составит 466 тысяч 617 рублей. Для этих целей в бюджете Пенсионного фонда России предусмотрено 325 миллиардов рублей на финансирование программы маткапитала.

Кроме того, в связи с продлением периода выплаты пособий на первого ребенка с полутора до трех лет в проекте федерального бюджета на 2020-2022 годы предусмотрено 74,9 миллиарда рублей. Размер такой выплаты составит до 12 тыс. рублей. Общий объем бюджетных средств в 2020 году на эту выплату составит 149,9 миллиарда рублей.

Также для поддержки семей, где родились первый и второй ребенок, в течение всего отпуска по уходу за ребенком родители будут получать пособие в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе – в среднем по стране это примерно 12 тысяч рублей. Критерий нуждаемости для получения этого пособия – доход семьи ниже двухкратной величины прожиточного минимума на человека.
В октябре 2020 года заработная плата бюджетников будет проиндексирована на 3,8%.

В рамках рассмотрения вопросов повестки обсуждались параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, проектировки федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов на период 2020-2022 годов. Также в повестку заседания был включен законопроект о минимальном размере оплаты труда на 2020 год.

В начале заседания заместитель Министра экономического развития Российской Федерации П.В. Бадасен представила Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020-2022 годов. Было отмечено уменьшение ухудшения показателей прогноза по сравнению с данными, которые были представлены на рассмотрение Правительства в мае-июне этого года. В частности, отмечено замедление темпов экономического роста, пересмотрен прогноз изменения индекса потребительских цен.

Прогноз социально-экономического развития на 2020-2022 годы, как следует из материалов Минэкономразвития России, основан на прежних предпосылках, главными из которых являются рост инвестиций в основной капитал, реализация внешнеэкономического потенциала. Рост экономики по сравнению с предыдущим прогнозом на 2020 год несколько снижен с 2,0% до 1,7%, что вызвано ростом закредитованности населения и соответственно ростом расходов на выплату процентов по кредитам. Темпы роста экономики на 2021-2022 годы оставлены без изменений на уровне 3,1% и 3,2% соответственно.

По итогам 2019 года ожидается замедление роста заработной платы до 1,5%, однако в 2020-2024 годах реальная заработная плата будет расти темпами 2,3-2,6% в год. Из текста прогноза будут исключены положения об индивидуальном пенсионном капитале и заменены новыми положениями из законопроекта о гарантированном пенсионном продукте, разработанного Минфином России.

Основные параметры прогноза, а также проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов обсуждались накануне, 12 сентября, на совместном заседании рабочих групп Комиссии, в котором принял участие заведующий отделом защиты экономических и правовых интересов трудящихся аппарата ЦК Профсоюза А.В. Овчинников. Замечания экспертов к проекту озвучила вице-президент – управляющий директор Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП М.Н. Глухова.

Вопросы повестки, касающиеся проектов следующих федеральных законов «О проекте федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», «О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» были одобрены членами РТК в целом и планируются к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября.

Практически без обсуждений членами РТК был рассмотрен и одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 января 2020 года МРОТ устанавливается в размере 12 130 руб., что соответствует 100% уровня прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения России за II квартал 2019 г. Показатель вырос по сравнению с 2019 годом (11 280 руб.) на 7,5%. Кроме того, в механизм установления МРОТ вносится изменение, определяющее, что МРОТ при необходимости может быть установлен в размере выше величины ПМ трудоспособного населения. На вопрос работодателей, на сколько сократится количество рабочих мест вследствие увеличения МРОТ, заместитель Директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России С.Ю. Горбарец предположил, что увеличение МРОТ, наоборот, будет способствовать созданию рабочих мест, однако точную цифру назвать затруднился.

Комиссией также были одобрены проекты федеральных законов «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда»; «О внесении изменения в статью 18.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», разрешающий осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (наряду с частными агентствами занятости), лицам, являющимся участниками специальных административных районов, созданных в соответствии с Федеральным законом № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территории Калининградской области и Приморского края», а также проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности». Проектом предлагается установление на 2020 год допустимых долей иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, которые практически аналогичны установленным на 2019 год. Вместе с тем, в сфере строительства, где в целом сохранена допустимая доля в размере 80 процентов, изменен перечень регионов, где предусмотрены исключения. Оставлены регионы, где допустимая доля не устанавливается: Амурская область, Республика Бурятия и г. Москва. Исключен Хабаровский край, а по предложению Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников на территории этой республики установлена меньше, чем в целом по России – 50 процентов; проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на софинансирование дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Иркутской области для содействия в трудоустройстве граждан, пострадавших от наводнения.

В рамках рассмотрения вопроса «Разное» профсоюзной стороной РТК был поднят вопрос о возникновении прецедентов в трудовых отношениях с иностранными работниками, стоимость трудового контракта с которыми на порядок превышает договоры с российскими гражданами по аналогичным профессиям. В результате дискуссии Роструду было поручено исследовать факт наличия в Приморском крае трудовых отношений с иностранными работниками, стоимость трудового контракта с которыми на порядок превышает договоры с российскими гражданами по аналогичной профессии (каменщик) и рассмотреть итоги этой проверки на одном из заседаний рабочей группы.