Обзор проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части установления особенностей исполнения решения государственного инспектора труда по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений»

В целях обеспечения погашения задолженности по заработной плате и снижения рисков, связанных с неисполнением решений государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее – решение о принудительном исполнении), законопроектом устанавливаются особенности исполнения такого решения, которые заключаются в оперативном и упрощенном порядке взыскания денежных средств со счетов недобросовестных работодателей.

Данный порядок в случае наличия на счетах должника денежных средств предполагает взыскание в бесспорном порядке полностью или частично задолженности по заработной плате и, как следствие, внесудебную защиту трудовых прав работников.

Аналогичный порядок бесспорного взыскания денежных средств со счетов должника в настоящее время применяется в рамках принудительного исполнения удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам (далее – удостоверения КТС).

Большая часть исполнительных производств, возбужденных на основании указанных исполнительных документов, как правило, оканчивается в двухмесячный срок и без применения иных мер принудительного исполнения, в том числе ареста и реализации имущества должников.

Обеспечение прав каждого работника на выплату справедливой заработной платы обоснованно можно определить в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.

В целях установления мер, позволяющих создать условия для понуждения работодателей к добровольной и своевременной выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, законопроектом предусматривается, что при возбуждении исполнительного производства по решению о принудительном исполнении срок для добровольного исполнения решения о взыскании денежных средств судебным приставом- исполнителем не устанавливается.

При этом одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, а также запрашиваются у банков и иных кредитных организаций сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать развитию механизмов защиты трудовых прав работников, создадут дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения задолженности.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.