Обзор проекта Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)»

В целях обеспечения погашения задолженности по заработной плате предлагается наделить федеральную инспекцию труда полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Согласно действующему в настоящее время порядку в случае невыплаты заработной платы работник вправе обратиться с заявлением в инспекцию по труду (далее — инспекция).

При выявлении нарушения государственный инспектор труда (далее — гострудинспектор) выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению и, при наличии вины, составляет протокол об административном правонарушении (по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) для привлечения работодателя к административной ответственности в виде штрафа (при первичном нарушении для должностного лица — предупреждение или штраф от 10 до 20 тыс. рублей, юридического лица от 30 до 50 тыс. рублей).
Кроме того, работодатель должен начислить компенсацию за каждый день просрочки в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Законопроектом предлагается следующий дополнительный механизм: в случае, если в ходе проверки по жалобе или в плановом порядке, выявлено, что заработная плата работнику начислена, но не выплачена, предписание гострудинспектора дополняется информацией о возможности принятия гострудинспектором решения о принудительном исполнении данной обязанности работодателя в случае неисполнения указанного предписания.

В случае неисполнения работодателем предписания в срок гострудинспектор, принимает решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате выявленной задолженности, которое оформляется в виде исполнительного документа в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) и направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

Копия решения о принудительном исполнении направляется гострудинспектором работодателю, который может в течение 10 дней со дня получения обжаловать его в установленном порядке в суд.

Таким образом, работодателю предоставлено с момента выявления правонарушения фактически не менее месяца на устранение нарушения и погашение задолженности перед работником.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ст. 36 Закона № 229-ФЗ).

Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (ст. 121 Закона № 229-ФЗ).

Учитывая особенности деятельности кредитных организаций взыскание денежных средств начисленных, но не выплаченных лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членам коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве, в предлагаемом законопроектом порядке осуществляться не будет.

Предлагаемые законопроектом изменения развивают механизмы защиты трудовых прав работников, создают дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения долгов перед работниками.

Предлагаемый законопроектом механизм учитывает, что значительная часть работников обращается с жалобами на невыплату заработной платы в инспекции, а не в суд, в том числе в связи с тем, что работники не обладают специальными юридическими знаниями, необходимыми для соблюдения установленной процедуры для обращения в суд.

Совершенствование полномочий государственных инспекторов труда не повлечет за собой дублирование полномочий судебных органов. При этом исключаются условия для двойного исполнения требований работника ввиду наличия у работодателя права подать возражения относительно исполнения судебного приказа, а равно обжаловать решение государственного инспектора труда.

Принятие федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Не потребуется также дополнительных средств работодателей в случае, если своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата работникам, а также, если своевременно устраняются выявленные государственным инспектором труда нарушения по вопросу выплаты заработной платы.